"Ақмола облысы білім басқармасының Көкшетау қаласы бойынша білім бөлімі" мемлекеттік мекемесі
Государственное учреждение"Отдел образования по городу Кокшетау управления образования Акмолинской области"

         

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Оптимизация электронного обучения

14.08.2020

 

Аналитический отчет

Введение

 

2020-2021 учебный год начнётся с дистанционного обучения для системы образования Республики Казахстан. Если в прошлом году некоторые ошибки в процессе освоения такой формы обучения были допустимы, то в начале учебного процесса такие неточности могут привести к неприятным для обучающихся последствиям. Сложно рассчитывать на квалифицированную помощь в семьях, где среди родителей, бабушек и дедушек нет педагогов. В этой связи было проведено обследование для определения проблем и возможностей дистанционного обучения перед началом нового учебного года.

 

Настоящее обследование проведено по инициативе методического кабинета ГУ «Отдел образования города Кокшетау» с целью выявления проблем и оказания практической помощи в организации дистанционного обучения в условиях карантинных ограничений организациям образования города Кокшетау.

Основные задачи обследования:

        1. Выявление проблемных организационных вопросов на уровне администрации организаций общего среднего образования.

        2. Оценка условий при дистанционной форме образовательного процесса для организаций образования.

 

        Обследование проведено 11-12 августа 2020 года в формате социологического онлайн-опроса, участниками анкетирования стали администрация и педагоги организаций общего среднего образования.

 

Общие характеристики  участников обследования

В процедуре обследования приняли участие 1483 педагога и 110 представителей администрации организаций общего среднего образования города Кокшетау.

 

Характеристики педагогов, принявших участие в анкетировании.

 

Из 1483 педагогов, принявших участие в анкетировании, 82,4% имеют высшее образование, 1,1% - техническое и профессиональное образование, 11,6% - общее среднее образование, 4,9% - магистерскую степень.

 

         В зависимости от наличия определенной педагогической категории респонденты распределились следующим образом:

- 28,9% (429 опрошенных) без категории;

- 18,8% (279) педагогов-модераторов;

- 23,5% (349) педагогов-экспертов;

- 28,2% (418) педагогов-исследователей;

- 0,5% (8) педагогов-мастеров.

 

         34,5% (38 человек) опрошенных менеджеров занимают руководящую должность в организациях общего среднего образования, 10%  (11 человек) - в организациях основного среднего образования, 3,6% (4) - в организациях начального образования, 27,3% (30) - в гимназиях, 24,5% (27) - в лицеях.

 

 

Анализ результатов анкетирования педагогов

 

Популярность инструментов для организации дистанционного обучения

 

Результаты анкетирования педагогов показали, что наиболее популярными средствами для организации процесса дистанционного обучения среди учителей школ являются видеосервисы (Zoom, Skype и др.), их используют 84,2% респондентов, а также мессенджеры (Viber, WhatsApp и др.) – 80,8%, электронный дневник (Kundelik.Kz) – 78,8%, платформа BilimLand – 74,7% , электронная почта – 59,1%.

 

Какими из перечисленных популярных инструментов для организации дистанционного обучения Вы пользуетесь?

 

В число наименее популярных инструментов попали социальные сети (Facebook, Сонетплан, ВКонтакте и др.) – 11% и платформа для организации корпоративных и образовательных процессов Microsoft TEAMS – 3,2%.

 

         Большая часть опрошенных склонна считать, что в процессе обучения необходимо сочетать средства  традиционные и средства дистанционных технологий – 45,3%. При этом 24,8% опрошенных считают применение дистанционных технологий эффективным. 6,7% анкетируемых отказываются признавать эффективность применения дистанционных образовательных технологий в процессе обучения. 23,2% респондентов затруднились с ответом на поставленный вопрос, что свидетельствует о возможном замешательстве педагогов в этот нелегкий период для системы образования.

 

Однако в целом показатели оценки эффективности применения ДОТ (дистанционных образовательных технологий) среди педагогов города свидетельствуют о положительном отношении к ДОТ в среде педагогов.

 

            Среди трудностей, с которыми сталкиваются анкетируемые педагоги при планировании уроков с использованием онлайн платформ, безусловными лидерами по числу выбираемых позиций являются:

- трудности с выполнением заданий в строго определенное время – 37,3%;

- сложности координации всех учеников в удаленном режиме – 35,2%

- сложности со сбором информации от учеников из разных источников: мессенджеров, почты, платформ и т.п. – 33,2%;

- технические проблемы в использовании оборудования – 31,8%;

- выбор электронных образовательных ресурсов – 21,8%.

 

Причины, затрудняющие переход на дистанционный режим работы. С какими из них Вы столкнулись в Вашей практике?

 

         Для организации уроков в дистанционном формате педагоги города в основном используют такие форматы, как отправка выполненных домашних заданий учителю в электронном формате (66,6% опрошенных), изучение учениками материалов на онлайн-ресурсе, просмотр видеоуроков, а затем обсуждение темы совместно с учителем (63,1%).

 

         Не смотря на невысокий процент ответивших, что для сбора для домашних заданий используется образовательные платформы (25,8%), большая часть педагогов среди наиболее доступных форм электронного обучения для учеников указывает онлайн-платформы (63,4%).

 

            Около трех четвертых участников анкетирования  (74,3%) считают, что в период дистанционного обучения нагрузка на учителей увеличилась, это говорит об определенных трудностях, связанных с эффективной организацией процесса обучения в новом для учителя формате.

 

Оценка нагрузка на учителей в период дистанционного обучения.

        

 

Анализ результатов анкетирования представителей администрации организаций образования

 

Популярность инструментов для организации удаленной работы

 

         Наибольшую популярность среди менеджеров системы образования города для организации удаленной работы имеют мессенджеры (91,8%), видеосервисы (88,2%)  и электронная почта (73,6%). 53,6% представителей администрации школ используют образовательные приложения и сервисы, рекомендованные Министерством образования и науки Республики Казахстан. Наименьшую популярность в удаленной работе внутри организаций образования имеют социальные сети.

 

Какими из перечисленных популярных инструментов для организации работы удаленно Вы пользуетесь?

 

         Среди проблем, возникающих у администрации школ при взаимодействии с подчиненными, выделяется по масштабам возникновения плохое качество Интернет-связи – 56,4% опрошенных менеджеров. При этом довольно часто у менеджеров возникали проблемы с выбором платформы для удаленной работы (24,5%), с планированием работы удаленно и координацией педагогов (по 14,5% выбора).

 

Какие проблемы возникали у Вас в ходе взаимодействия с педагогическими работниками?

 

Оценка менеджерами системы образования  эффективности использования  дистанционных инструментов для удаленной работы показала, что 23,6% опрошенных считают эффективными дистанционные инструменты, не признают их эффективности только 7,3%. При этом 43,6% участников считают, что необходимо совмещение дистанционных и традиционных технологий, а четверть опрошенных затруднилась дать такую оценку.

 

         Наиболее часто менеджерам приходилось оказывать помощь в техническом оснащении рабочих мест учеников (75,5%) и педагогов (65,5%), а также получать обратную связь от всех участников образовательного процесса (66,4%) и организовывать обучение педагогов по работе с ДОТ (64,5%).

 

Какие действия администрация организации образования предпринимала для организации дистанционного обучения?

        

Среди наиболее значимых эффектов дистанционного обучения представители администрации организаций образования назвали усиление влияния родителей на учебный процесс (60% респондентов) и укрепление ресурсной базы школы (56,4%). Наименьший по значимости эффект для менеджеров - уменьшение количества конфликтных ситуаций, эту позицию выбрали только 30,9% опрошенных.

 

         Большинство менеджеров – участников анкетирования -  считают, что каждая организация вправе самостоятельно выбирать подходы к организации дистанционного учебного процесса – 58,2%. Оставшаяся часть опрошенных отдает свой голос за внедрение единых подходов.

 

         Практически 80 процентов (77,3%) менеджеров системы образования обеспокоены увеличением нагрузки на организацию образования в период дистанционного обучения. О стабильности нагрузки заявили 19,1% административных работников, о снижении -  только 3,6% респондентов.

 

Оценка менеджерами нагрузки на организацию образования

в период дистанционного обучения.

 

Обобщающие выводы по результатам обследования

 

По результатам анализа обработки анкет педагогов установлено следующее:

А. Проблемы

  1. в основном педагоги города в процессе дистанционного обучения стремятся проводить видеоуроки с учащимися и обсуждать учебные материалы и задания в личных аккаунтах мессенджеров;
  2. в меньшей степени для организации дистанционного обучения (подачи учебного материала) педагогами используется электронная почта и телеуроки;
  3. при организации образовательного процесса в дистанционном формате мало используются социальные сети, хотя в них организовать общественную деятельность проще, проще информировать, взаимодействовать, налаживать коммуникации и одновременно публиковать учебные материалы, принимать выполненные задания;
  4. из-за большого количества ресурсов для организации процессов и сложности координации обучающихся нагрузка на педагогов возросла, так считают три четверти опрошенных педагогов.

 

Б. Возможности

  1. анализ состава опрошенных педагогов в зависимости от стажа педагогической деятельности свидетельствует, что в опросе приняли участие достаточное количество как более старших, опытных педагогов (43%), так и базовых, имеющих стаж от 3 до 20 лет (около 43 процентов);
  2. в анкетировании приняли участие около 13% молодых педагогов, что также отражает динамику сменяемости кадрового состава организаций образования и позволяет учитывать их мнение в общих результатах обследования;
  3. большинство учебных материалов загружается с государственных образовательных платформ, используется и телевидение;
  4. возможно участие в организации консультативной и методической помощи администрации организации образования в процессах определения методов и приемов обучения, сроков получения заданий ученикам и представления ими выполненных работ, в координации обучения;
  5. видеосвязь и онлайн платформы доступны учащимся и педагогам в равной степени.

 

 

По результатам анализа обработки анкет представителей администрации  установлено следующее:

 

А. Проблемы

  1. в организации работы дистанционно в основном используются мессенджеры, видеосервисы и личная электронная почта;
  2. социальные сети используются слабо для информирования и координации общественности;
  3. актуальными у администрации школ в процессе дистанционной работы так же, как и у педагогов, остаются проблемы технического характера, проблемы с выбором платформы, отсутствием навыков использования ДОТ и планированием работы удаленно;
  4. существует усиление влияния родителей на учебный процесс  в дистанционном формате.

 

Б. Возможности

  1. в обследовании приняло участие 38,2% управленцев со стажем работы на руководящих должностях свыше 20 лет, что свидетельствует о среднем уровне преемственности менеджеров организаций образования; 
  2. оказание  консультативной и методической помощи для участников образовательного процесса в дистанционном формате;
  3. в большей части организаций образования наблюдается свобода выбора педагогами ресурсов для организации дистанционного обучения;
  4. государственные образовательные платформы используются для обмена данными.

 

Общие рекомендации по итогам анализа

 

Настоящий аналитический отчет, сформированный на основании данных социологического обследования, отражает текущее восприятие ситуации в системе образования города Кокшетау, сложившееся в процессе первого опыта внедрения дистанционного обучения в Республике Казахстан.

 

         В ходе проведенного анализа были обнаружены свойственные для технических нововведений проблемы и возможности организации дистанционного обучения, системное решение которых позволит ускорить и качественно улучшить процесс совершенствования организации обучения в дистанционном формате.

 

            По итогам проведённого обследования можно сделать выводы о том, что для реализации задач организации дистанционного обучения будет полезен ряд мер, направленных на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в дистанционном формате:  разработка общих регламентов технического оснащения и организации обучения в дистанционной форме, проведение семинаров по координации процесса в электронной форме, организация консультативной помощи педагогам, учащимся и родителям.

 

 

Просмотров: 520


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст