Аналитический отчет
Введение
2020-2021 учебный год начнётся с дистанционного обучения для системы образования Республики Казахстан. Если в прошлом году некоторые ошибки в процессе освоения такой формы обучения были допустимы, то в начале учебного процесса такие неточности могут привести к неприятным для обучающихся последствиям. Сложно рассчитывать на квалифицированную помощь в семьях, где среди родителей, бабушек и дедушек нет педагогов. В этой связи было проведено обследование для определения проблем и возможностей дистанционного обучения перед началом нового учебного года.
Настоящее обследование проведено по инициативе методического кабинета ГУ «Отдел образования города Кокшетау» с целью выявления проблем и оказания практической помощи в организации дистанционного обучения в условиях карантинных ограничений организациям образования города Кокшетау.
Основные задачи обследования:
1. Выявление проблемных организационных вопросов на уровне администрации организаций общего среднего образования.
2. Оценка условий при дистанционной форме образовательного процесса для организаций образования.
Обследование проведено 11-12 августа 2020 года в формате социологического онлайн-опроса, участниками анкетирования стали администрация и педагоги организаций общего среднего образования.
Общие характеристики участников обследования
В процедуре обследования приняли участие 1483 педагога и 110 представителей администрации организаций общего среднего образования города Кокшетау.
Характеристики педагогов, принявших участие в анкетировании.
Из 1483 педагогов, принявших участие в анкетировании, 82,4% имеют высшее образование, 1,1% - техническое и профессиональное образование, 11,6% - общее среднее образование, 4,9% - магистерскую степень.
В зависимости от наличия определенной педагогической категории респонденты распределились следующим образом:
- 28,9% (429 опрошенных) без категории;
- 18,8% (279) педагогов-модераторов;
- 23,5% (349) педагогов-экспертов;
- 28,2% (418) педагогов-исследователей;
- 0,5% (8) педагогов-мастеров.
34,5% (38 человек) опрошенных менеджеров занимают руководящую должность в организациях общего среднего образования, 10% (11 человек) - в организациях основного среднего образования, 3,6% (4) - в организациях начального образования, 27,3% (30) - в гимназиях, 24,5% (27) - в лицеях.
Анализ результатов анкетирования педагогов
Популярность инструментов для организации дистанционного обучения
Результаты анкетирования педагогов показали, что наиболее популярными средствами для организации процесса дистанционного обучения среди учителей школ являются видеосервисы (Zoom, Skype и др.), их используют 84,2% респондентов, а также мессенджеры (Viber, WhatsApp и др.) – 80,8%, электронный дневник (Kundelik.Kz) – 78,8%, платформа BilimLand – 74,7% , электронная почта – 59,1%.
Какими из перечисленных популярных инструментов для организации дистанционного обучения Вы пользуетесь?
В число наименее популярных инструментов попали социальные сети (Facebook, Сонетплан, ВКонтакте и др.) – 11% и платформа для организации корпоративных и образовательных процессов Microsoft TEAMS – 3,2%.
Большая часть опрошенных склонна считать, что в процессе обучения необходимо сочетать средства традиционные и средства дистанционных технологий – 45,3%. При этом 24,8% опрошенных считают применение дистанционных технологий эффективным. 6,7% анкетируемых отказываются признавать эффективность применения дистанционных образовательных технологий в процессе обучения. 23,2% респондентов затруднились с ответом на поставленный вопрос, что свидетельствует о возможном замешательстве педагогов в этот нелегкий период для системы образования.
Однако в целом показатели оценки эффективности применения ДОТ (дистанционных образовательных технологий) среди педагогов города свидетельствуют о положительном отношении к ДОТ в среде педагогов.
Среди трудностей, с которыми сталкиваются анкетируемые педагоги при планировании уроков с использованием онлайн платформ, безусловными лидерами по числу выбираемых позиций являются:
- трудности с выполнением заданий в строго определенное время – 37,3%;
- сложности координации всех учеников в удаленном режиме – 35,2%
- сложности со сбором информации от учеников из разных источников: мессенджеров, почты, платформ и т.п. – 33,2%;
- технические проблемы в использовании оборудования – 31,8%;
- выбор электронных образовательных ресурсов – 21,8%.
Причины, затрудняющие переход на дистанционный режим работы. С какими из них Вы столкнулись в Вашей практике?
Для организации уроков в дистанционном формате педагоги города в основном используют такие форматы, как отправка выполненных домашних заданий учителю в электронном формате (66,6% опрошенных), изучение учениками материалов на онлайн-ресурсе, просмотр видеоуроков, а затем обсуждение темы совместно с учителем (63,1%).
Не смотря на невысокий процент ответивших, что для сбора для домашних заданий используется образовательные платформы (25,8%), большая часть педагогов среди наиболее доступных форм электронного обучения для учеников указывает онлайн-платформы (63,4%).
Около трех четвертых участников анкетирования (74,3%) считают, что в период дистанционного обучения нагрузка на учителей увеличилась, это говорит об определенных трудностях, связанных с эффективной организацией процесса обучения в новом для учителя формате.
Оценка нагрузка на учителей в период дистанционного обучения.
Анализ результатов анкетирования представителей администрации организаций образования
Популярность инструментов для организации удаленной работы
Наибольшую популярность среди менеджеров системы образования города для организации удаленной работы имеют мессенджеры (91,8%), видеосервисы (88,2%) и электронная почта (73,6%). 53,6% представителей администрации школ используют образовательные приложения и сервисы, рекомендованные Министерством образования и науки Республики Казахстан. Наименьшую популярность в удаленной работе внутри организаций образования имеют социальные сети.
Какими из перечисленных популярных инструментов для организации работы удаленно Вы пользуетесь?
Среди проблем, возникающих у администрации школ при взаимодействии с подчиненными, выделяется по масштабам возникновения плохое качество Интернет-связи – 56,4% опрошенных менеджеров. При этом довольно часто у менеджеров возникали проблемы с выбором платформы для удаленной работы (24,5%), с планированием работы удаленно и координацией педагогов (по 14,5% выбора).
Какие проблемы возникали у Вас в ходе взаимодействия с педагогическими работниками?
Оценка менеджерами системы образования эффективности использования дистанционных инструментов для удаленной работы показала, что 23,6% опрошенных считают эффективными дистанционные инструменты, не признают их эффективности только 7,3%. При этом 43,6% участников считают, что необходимо совмещение дистанционных и традиционных технологий, а четверть опрошенных затруднилась дать такую оценку.
Наиболее часто менеджерам приходилось оказывать помощь в техническом оснащении рабочих мест учеников (75,5%) и педагогов (65,5%), а также получать обратную связь от всех участников образовательного процесса (66,4%) и организовывать обучение педагогов по работе с ДОТ (64,5%).
Какие действия администрация организации образования предпринимала для организации дистанционного обучения?
Среди наиболее значимых эффектов дистанционного обучения представители администрации организаций образования назвали усиление влияния родителей на учебный процесс (60% респондентов) и укрепление ресурсной базы школы (56,4%). Наименьший по значимости эффект для менеджеров - уменьшение количества конфликтных ситуаций, эту позицию выбрали только 30,9% опрошенных.
Большинство менеджеров – участников анкетирования - считают, что каждая организация вправе самостоятельно выбирать подходы к организации дистанционного учебного процесса – 58,2%. Оставшаяся часть опрошенных отдает свой голос за внедрение единых подходов.
Практически 80 процентов (77,3%) менеджеров системы образования обеспокоены увеличением нагрузки на организацию образования в период дистанционного обучения. О стабильности нагрузки заявили 19,1% административных работников, о снижении - только 3,6% респондентов.
Оценка менеджерами нагрузки на организацию образования
в период дистанционного обучения.
Обобщающие выводы по результатам обследования
По результатам анализа обработки анкет педагогов установлено следующее:
А. Проблемы
Б. Возможности
По результатам анализа обработки анкет представителей администрации установлено следующее:
А. Проблемы
Б. Возможности
Общие рекомендации по итогам анализа
Настоящий аналитический отчет, сформированный на основании данных социологического обследования, отражает текущее восприятие ситуации в системе образования города Кокшетау, сложившееся в процессе первого опыта внедрения дистанционного обучения в Республике Казахстан.
В ходе проведенного анализа были обнаружены свойственные для технических нововведений проблемы и возможности организации дистанционного обучения, системное решение которых позволит ускорить и качественно улучшить процесс совершенствования организации обучения в дистанционном формате.
По итогам проведённого обследования можно сделать выводы о том, что для реализации задач организации дистанционного обучения будет полезен ряд мер, направленных на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в дистанционном формате: разработка общих регламентов технического оснащения и организации обучения в дистанционной форме, проведение семинаров по координации процесса в электронной форме, организация консультативной помощи педагогам, учащимся и родителям.